пн-чт 8:45 - 18:00
пт 8:45 - 16:45
обед 13:00 - 14:00

8 017 361-89-78 (турбаза)
8 017 355-65-81 (тел/факс)

г. Минск, ул. Воронянского, 31
посмотреть на карте

m-gtec@yandex.by

О проведении городского этапа республиканского конкурса экологических проектов «Зеленая школа»

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении городского этапа республиканского конкурса экологических проектов «Зеленая школа»

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о проведении городского этапа республиканского конкурса экологических проектов «Зеленая школа» (далее – Положение) определяет цель и задачи, состав участников, порядок его проведения.

1.2. Городской этап республиканского конкурса экологических проектов «Зеленая школа» (далее – конкурс) проводится в соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь от 03.02.2021 № 05–01–15/837/дс.

2. Цель и задачи

формирование высокой экологической культуры обучающихся и педагогов, повышение их активной социальной позиции через проектную, творческую деятельность, направленную на сбережение природных ресурсов и охрану окружающей среды;

привлечение внимания педагогической и широкой общественности к вопросам охраны окружающей среды, климатического баланса, расширения практики ведения экологически устойчивой деятельности;

формирование осознанного понимания основных экологических ценностей (чистый воздух, чистая вода, богатство видов флоры и фауны, благоприятный климат, красота ландшафта);

пропаганда образовательных, педагогических и экологических инициатив, рационального использования природных ресурсов;

формирование экологически ориентированного поведения обучающихся через реализацию практических дел, улучшающих качество окружающей среды;

активизация деятельности учреждений образования, направленной на решение вопросов экологического и нравственного воспитания обучающихся, через развитие у них интереса к проектно-исследовательской работе по изучению и сохранению окружающей среды;

стимулирование и поддержка творческой деятельности обучающихся и педагогов в области рационального использования природных ресурсов, сохранения биоразнообразия, энергосбережения, водосбережения, охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами;

отбор и популяризация лучших идей и практик в области энергосбережения, сохранения ресурсов, сохранения природного наследия, создания экологически-дружественной окружающей среды.

3. Организаторы

Комитет по образованию Мингорисполкома;

учреждение образования «Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи» (далее – МГТЭЦДиМ).

Непосредственное руководство подготовкой и проведением конкурса, формирование состава жюри осуществляет МГТЭЦДиМ.

4. Участники конкурса

В конкурсе принимают участие воспитанники учреждений дошкольного образования, обучающиеся учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, дополнительного образования детей и молодежи.

Для участия в конкурсе приглашаются педагогические работники учреждений дошкольного, общего среднего образования, профессионально-технического и среднего специального образования, дополнительного образования детей и молодежи.

5. Порядок проведения конкурса

Конкурс проводится поэтапно.

Районный этап – с 24 февраля по 16 августа 2021 года организуют управления по образованию администраций районов г.Минска, сектор профессионально-технического и среднего специального образования комитета по образованию Мингорисполкома. На данном этапе проводится отбор работ для участия в городском этапе конкурса.

Городской этап – с 17 августа по 30 сентября 2021 года организует МГТЭЦДиМ (отдел экологии и охраны природы).

По итогам конкурса оргкомитет проводит отбор работ для участия в республиканском конкурсе экологических проектов «Зеленая школа». Работы, принявшие участие в республиканском этапе конкурса, авторам не возвращаются.

6. Особенности проведения конкурса

Конкурс проводится по пяти номинациям.

6.1. Номинации конкурса для обучающихся:

Номинация № 1. «Зеленые следочки».

На конкурс представляются экологические проекты, которые решают задачи улучшения состояния окружающей среды и охраны природы.

При проведении исследовательских работ рекомендуется применение стандартных и инновационных методик, мониторинга и статистической обработки данных. Проект должен дополняться картографическими и фотографическими материалами.

Исследовательские проекты выполняются по направлениям:

направления исследовательских экологических проектов для детей дошкольного возраста (5-6 лет): исследования, опыты и эксперименты по изучению окружающего мира;

направления исследовательских экологических проектов обучающихся 1-3 классов: энергосбережение, водосбережение, охрана природы;

направления исследовательских экологических проектов обучающихся 4-5 классов: ресурсосбережение, охрана природы, экология живых организмов;

направления исследовательских экологических проектов обучающихся 6-8 классов: экология городской среды, социальная экология, ресурсосбережение;

направления исследовательских экологических проектов обучающихся 9-10 классов: экологический мониторинг, экология городской среды, социальная экология, экология человека, проблемы загрязнения воздуха, транспорта, озеленения и др.

Биоразнообразие – изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения своего региона и способов его увеличения.

Энергосбережение, ресурсосбережение – пути сохранения и увеличения природных ресурсов.

Водосбережение – использование воды и водных объектов, их сбережение, охрана, практическая помощь, направленная на сохранение водных богатств.

Экология городской среды, социальная экология, экология человека – пути решения проблем загрязнения воздуха, транспорта, озеленения и др.

Объем работы не должен превышать 10 страниц.

Неотъемлемой частью исследовательской работы (проекта) являются практические рекомендации, оформленные в виде информационного буклета.

Номинация № 2. «Молодежь за зеленую планету!».

На конкурс представляются видеоролики (социальная, некоммерческая экологическая реклама) по охране природы и рациональному использованию её ресурсов. Видеоролики должны быть весом не более 600 МВ и выполнены в формате AVI. Видеоролики должны содержать информацию, направленную на решение острых экологических проблем в области обращения с отходами, биоразнообразия, водосбережения, энергосбережения. Хронометраж видеосюжетов – до 3 минут.

Содержание, сюжет, действие персонажей не должны противоречить законодательству Республики Беларусь.

Конкурсные работы должны соответствовать заявленной теме, отражать полноту раскрытия темы, быть содержательными и оригинальными.

Номинация № 3. «Маленькие чудеса большой природы».

На конкурс принимаются экологические сказки собственного сочинения (художественное произведение в жанре сказки, в стихотворной или прозаической форме) и тематические иллюстрации к ним. Тематикой работ могут стать вопросы охраны окружающей среды и ресурсосбережения, бережного отношения человека к животному и растительному миру, предложения путей решения экологических проблем.

Сказка предоставляется в печатном виде, формат А4. Шрифт Times New Roman, кегль 14, одинарный междустрочный интервал, абзацный отступ 1,25 см. Поля страницы верхнее и нижнее по 2 см, левое 3 см, правое 1,5 см. Максимальный объем работы – не более 3 печатных листов. Обязательным приложением является звуковое сопровождение (аудиозапись).

Иллюстрация к сказке должна быть выполнена на отдельном листе формата А4 в любой технике исполнения.

Экологическая сказка – малое литературное произведение со сказочным сюжетом, действующими лицами которого являются природные образы, а основным предметом – отношения человека и природы.

Авторы конкурсных работ автоматически дают право организаторам на использование и публикацию присланного материала в сети Интернет или печатных изданиях в некоммерческих целях.

6.2. Номинации конкурса для педагогов:

Номинация № 4. Экологический стартап «Мой проект – моей стране».

Экологический стартап – это проект, который существует недавно, опирается на энтузиазм инициаторов, инновационность идей, основываясь на актуальности проблемы.

Лучший экологический стартап «Мой проект – моей стране» – это материалы по развитию социально-значимых экологических инициатив. Проект должен способствовать решению экологической проблемы, быть социально значимым и инновационным, обеспечивать эффективное участие сообществ горожан и сельских жителей в деятельности, направленной на сохранение климата и окружающей среды. Или проект способствует информированию общественности о проблематике, задачах, возможностях и практическом опыте в области сохранения климата, сбережения энергии и природных ресурсов, продемонстрировавших наиболее результативные методики в области управления отходами. Рассматриваются как образовательные программы, так и практики, связанные с защитой и восстановлением природных ландшафтов, созданием ресурсов образовательного пространства (демонстрационно-образовательные площадки, коллекции, анимационные или экоартмодули, галереи и др.). Представленные проекты могут относиться к области сбора и сортировки твердых коммунальных отходов или коммерческих отходов, сбора и переработки вторичного сырья, утилизации и переработки природных отходов (растительные и животные остатки) и т.д.

Срок работы проекта: не более 1,5 года (при условии, что он уже действует); масштабируемость проекта.

Описание представляется в краткой форме (объем до 8 страниц), включающее название, основную цель, состав команды, разрабатывающей стартап (фамилия, имя, отчество, место работы, должность), яркое описание своего проекта, устойчивости идеи проекта, презентация в программе Power Point (не более 25 слайдов), либо видеоролик продолжительностью до 10 минут, иллюстрирующие методический стартап, в которых лаконично, понятно и без технических сложностей объясняется, почему данный проект интересен и результативен. При создании стартапа необходимо учитывать целесообразность, инновационность подходов в проектировании и реализации проекта, обоснованность и последовательность действий в проекте, поддержка стартапа вовлеченных в проект участников, устойчивость экологических результатов.

Номинация № 5. Педагогический вестник «Зеленый репортер».

На конкурс представляются материалы о бережном отношении к природе, наведении порядка на земле, благоустройстве территорий населенных пунктов, обращении с отходами, охране водных ресурсов, атмосферного воздуха, животного и растительного мира, внедрении новых технологий в области охраны окружающей среды, сохранении памятников природы и другие материалы по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Это может быть:

интервью (беседа с интересным/известным человеком, проделавшим большую работу на поприще общественной экологической деятельности, эко-просвещения, защиты эко-прав, сохранения традиционной культуры и т.п.);

статья о неординарных решениях, новшестве (проекте, идее, научной разработке) или традиции (рецепте, ремесле, обычае), способствующих решению экологической проблемы, продвижению принципов устойчивого развития;

очерк о месте (представление какой-то интересной/уникальной территории с описанием ее природы и местных жителей) и о том, что делается для его сохранения.

Все материалы должны четко соответствовать заявленной теме и поставленной цели, сопровождаться графическими рисунками (при наличии таковых), иллюстрациями, фотографиями по заданной теме. Необходимо над заголовком статьи расположить 2-3 самых лучших, самых ярких и запоминающихся, а остальные разместить в тексте с обязательным указанием в подписи – кто и что изображено на фото, и кто автор.

Конкурсные работы должны соответствовать заявленной теме, отражать полноту раскрытия темы, быть содержательными и оригинальными, соответствовать стандартам оформления

6.3. Критерии оценки работ.

В номинациях конкурса для обучающихся оцениваются:

актуальность выбранной темы;

раскрытие заданной темы;

практическая значимость;

аргументированность выводов и рекомендаций;

художественное оформление;

оригинальность сюжета (видеоролики, экологическая сказка);

уровень сложности и самостоятельности выполнения проекта;

результативность реализации проекта.

В номинациях конкурса для педагогов оцениваются:

направленность конспекта урока/факультатива/занятия по интересам, воспитательного дела на создание у детей и взрослых мотивации к практической деятельности, воспитания экологической культуры;

использование интерактивных методов для вовлечения обучающихся в практическую деятельность, творчество, направленных на сбережение биологического разнообразия, мониторинг и охрану окружающей среды, рациональное природопользование;

целесообразность, инновационность подходов в проектировании и реализации проекта, обоснованность и последовательность действий в проекте, поддержка стартапа вовлеченных в проект участников, устойчивость экологических результатов;

актуальность и соответствие материалов современным тенденциям развития образования;

практическая значимость;

использование инновационных методов и приемов, информационных технологий;

возможность тиражирования предлагаемых педагогических технологий.

6.4. Работы и заявки от районов на участие в городском этапе конкурса необходимо подать до 17 августа 2021 года в МГТЭЦДиМ, отдел экологии и охраны природы, по адресу: ул.Воронянского, 31, телефон (017)3262672, е-mail: m-gtec@yandex.ru.

Каждая конкурсная работа представляется в печатном (редактор Word) сброшюрованном виде и на электронных носителях. К работе прилагается аннотация.

Конкурсные работы и проекты по всем номинациям должны иметь титульный лист:

полное название учреждения образования;

название номинации;

название работы;

фамилия, имя, отчество автора (-ов), класс (возраст), контактный телефон;

фамилия, имя, отчество руководителя (полностью), должность, ученая степень (при наличии), адрес, контактный телефон;

возраст учащихся, на работу с которыми рассчитан материал;

год создания работы.

По всем вопросам организации, проведения конкурса, консультации по номинациям обращаться в МГТЭЦДиМ.

Оргкомитет оставляет за собой право вносить изменения и дополнения в настоящее положение и информировать об этом участников.

7. Подведение итогов и награждение

Итоги конкурса подводит жюри. Победители и призеры в каждой номинации и направлении награждаются дипломами комитета по образованию Мингорисполкома:

1 место – 1 работа, 2 место – 2 работы, 3 место – 2 работы.

Жюри и оргкомитет конкурса оставляют за собой право не обсуждать принятые ими решения и не доказывать их объективность и состоятельность.