пн-чт 8:45 - 18:00
пт 8:45 - 16:45
обед 13:00 - 14:00

8 017 361-89-78 (турбаза)
8 017 355-65-81 (тел/факс)

г. Минск, ул. Воронянского, 31
посмотреть на карте

m-gtec@yandex.by

О проведении Всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства»

 

№140-ОС

29.03.2021

 

 

 

О проведении

Всебелорусской молодежной экспедиции

«Маршрутами памяти. Маршрутами единства»

 

В соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь от 25.03.2020 № 05-02-20/2455/ДС, с целью дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания молодежи в рамках реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Учреждению образования «Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи» (Воюш Н.П.) организовать проведение городских мероприятий в рамках Всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства», обеспечив  их методическое  сопровождение.

2. Утвердить прилагаемое положение о проведении мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» в учреждениях образования г. Минска (далее – Положение).

3. Начальникам управлений по образованию администраций районов г. Минска, директорам учреждений профессионально-технического и среднего специального образования г. Минска организовать участие обучающихся учреждений образования в проекте в соответствии с Положением, утвержденным настоящим приказом.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя комитета по образованию Мингорисполкома А.В. Стригельского.

 

Председатель                                                                      Н.В. Проскурова

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ комитета по образованию

Мингорисполкома

                                                                  от 29.03.2021 № 140-ОС

 

Положение о проведении

Всебелорусской

молодежной экспедиции

«Маршрутами памяти. Маршрутами единства»

 

  1. Общие положения
    1. Всебелорусская молодежная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» (далее – Всебелорусская молодежная экспедиция) проводится в соответствии с планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2021 год в рамках реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы.
    2. Организатором Всебелорусской молодежной экспедиции является Министерство образования Республики Беларусь.
      Соорганизатор – Белорусская Православная Церковь. Организационное и методическое сопровождение республиканских мероприятий
      Всебелорусской молодежной экспедиции осуществляется учреждением образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее – Республиканский центр).

Организационное и методическое сопровождение городских этапов мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции осуществляется учреждением образования «Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи» (далее – МГТЭЦДиМ).

  1. Цель и задачи

Всебелорусская молодежная экспедиция проводится с целью совершенствования системы патриотического воспитания молодежи.

Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:

воспитание у молодежи духовных ценностей, гражданственности, патриотизма, определяющие модель их жизненного поведения;

массовое вовлечение обучающихся в культурно-познавательную
и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний
об историко-культурных и природных достопримечательностях Беларуси;

развитие молодежного образовательного туризма;

создание имиджа регионов как привлекательного туристско-экскурсионного и культурно-познавательного объекта;

развитие творческих способностей обучающихся, приобретение навыков работы с информационно-коммуникативными технологиями;

развитие медиакультуры в среде молодежи, сохранение и приумножение культурных, духовно-просветительских ценностей в современном информационном пространстве.

  1. Участники Всебелорусской молодежной экспедиции

Во Всебелорусской молодежной экспедиции принимают участие экспедиционные отряды (туристские/экскурсионные группы) учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, учреждений высшего образования в возрастной категории с 14 лет.

  1. Срок реализации Всебелорусской молодежной экспедиции

Мероприятия Всебелорусской молодежной экспедиции реализуются в период с марта по декабрь 2021 года в четыре этапа с определением победителей и призеров:

первый этап ‒ в учреждениях образования г. Минска;

второй этап ‒ в районах г. Минска;

третий этап ‒ Минский городской. На данном этапе могут принимать участие представители учреждений образования Минского городского подчинения. Минский городской этап будет проходить с 1 ноябряпо 2 декабря 2021 года;

четвертый ‒ республиканский. На данном этапе могут принимать участие также представители учреждений образования республиканского подчинения.

  1. Порядок проведения Всебелорусской молодежной экспедиции
    1. Основным содержанием Всебелорусской молодежной экспедиции является изучение обучающимися истории, культуры и природы родного края посредством участия в экспедициях, туристских походах и экскурсиях.

Для участия во Всебелорусской молодежной экспедиции на базе учреждений образования из числа обучающихся под руководством педагогов создаются экспедиционные отряды (туристские/экскурсионные группы). Их дальнейшая работа строится в соответствии с предложенными направлениями:

«Истории славные имена»знакомство с местами, связанными с жизнью и деятельностью государственных, политических, общественных, военных деятелей, меценатов, деятелей культуры, науки и других выдающихся земляков края;

«Нам дороги эти позабыть нельзя» ‒ знакомство с объектами, связанными с военной историей (посвящены крупнейшим войнам и сражениям на территории Беларуси, судьбам участников, очевидцев и жертв войн, а также другим страницам военной истории разных периодов);

«Святынями родного края» ‒ знакомство с культовыми сооружениями Беларуси, духовными реликвиями, религиозными праздниками и фестивалями, памятниками святым и духовным личностям региона и другими объектами религиозной культуры;

«Наследие земли белорусской» ‒ изучение исторического и культурного наследия (памятники истории, археологии, градостроительства, архитектуры, искусства и другие объекты, нематериальные историко-культурные ценности);

«Музей ‒ хранитель памяти и традиций» ‒ посещение и знакомство с экспозициями музеев учреждений образования, других государственных и частных музеев;

«Заповедными тропами природы» ‒ изучение природного наследия края (растительный и животный мир, геологические и гидрографические памятники, садово-парковые комплексы, заповедники, заказники и другие отдельные памятники природы).

  1. На подготовительном этапе экспедиционные отряды (туристские/экскурсионные группы):

выбирают одно или несколько направлений для работы;

определяют форму реализации направления (экспедиция, туристский поход, экскурсия) в зависимости от поставленной цели;

проходят единую онлайн-регистрацию на сайте Республиканского центра (https://rcek.by/ в разделе Краеведение/Проекты);

в соответствии с выбранным направлением определяют тему и изучают объекты, расположенные на территории сельского населенного пункта/города/района/области;

разрабатывают маршрут экспедиции/туристского похода/экскурсии;

осуществляют подготовку к непосредственному прохождению маршрута экспедиции/туристского похода/экскурсии.

  1. При организации туристского похода и экскурсии обязательно выполнение Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 г. № 35а.

Каждый экспедиционный отряд (туристская/экскурсионная группа) при проведении туристского похода и экскурсии должен иметь маршрутный лист.

Для фиксирования посещений экскурсионных объектов во время экскурсий/туристских походов обучающимся учреждений общего среднего образования рекомендуется использовать Дневник путешественника. При проведении экспедиций, для описания хода экспедиции, ее маршрута, процесса выявления, изучения и сбора исторических, культурных и природных материалов, фиксации сведений об обстановке, в которой они находились, и обстоятельствах их выявления, об истории данных объектов, о фактах встреч с людьми, которые дали определенную информацию и др. используется полевой дневник.

С целью популяризации туристско-краеведческой деятельности в рамках Всебелорусской молодежной экспедиции рекомендуется размещать материалы проведенных экспедиций/туристских походов/экскурсий на сайтах учреждений образования, фотоматериалы ‒ в альбоме «Всебелорусская молодежная экспедиция 2021» на странице Республиканского центра в Vk (https://vk.com/rcek_belarus), а также в других социальных сетях с хештегами: #молодежная_экспедиция #маршрутами_памяти #маршрутами_единства #рцэкРБ (с указанием учреждения образования, разместившего фотоматериалы).

Результатом Всебелорусской молодежной экспедиции станут созданные обучающимися по итогам экспедиции/туристского похода/экскурсии по выбранным ими направлениям творческие проекты: «Познай Родину – воспитай себя», «Натхнёны водарам Радзімы», «Скарбонка краязнаўчых знаходак», «Герои земли Белорусской», «Туристическая мозаика Беларуси».

Также в рамках Всебелорусской молодежной экспедиции запланировано проведение конференций, форумов, слетов, других образовательных и торжественно церемониальных мероприятий.

  1. «Познай Родину – воспитай себя»

Творческий проект выполняется туристской группой в виде отчета о совершенном туристском походе.

Участники проекта разрабатывают маршрут многодневного похода и проходят его активным способом передвижения – пешком, на велосипедах, на лыжах, с использованием плавсредств (байдарка, каяк, катамаран и т.п.).

Состав туристской группы – не менее 6 человек обучающихся (или 75% состава группы).

Отчет о туристском походе должен содержать:

вступление – цель и задачи похода, вид похода, продолжительность и протяженность маршрута, маршрут похода;

состав группы с указанием возраста участников, места учебы и работы;

список необходимого группового и личного снаряжения;

меню похода;

картографический материал – крупномасштабная карта с нанесенной ниткой маршрута, направлением движения, местами ночёвок, днёвок, объектов осмотра.

описание нитки маршрута, которая отражает подробные данные об отдельных характерных отрезках маршрута, их протяженности и местах остановок. Описание нитки маршрута строится в виде таблицы и состоит из следующих разделов: дата, участки пути (с привязкой к топографической карте и характерным ориентирам), время в пути, места остановок, характер местности, изучаемые объекты;

описание исследуемых объектов на маршруте в соответствии выбранным направлением (п. 5.1.);

рекомендации по прохождению маршрута.

Критерии оценки:

соответствие тематике;

новизна маршрута;

логичность построения маршрута;

полнота описания нитки маршрута;

наличие документов, подтверждающих прохождение маршрута (маршрутный лист, фотоматериалы);

доступность маршрута;

безопасность маршрута.

Отчеты представляются в печатном и электронном варианте.

5.5. «Натхнёны водарам Радзімы»

Творческий проект выполняется обучающимся индивидуально в составе туристских/экскурсионных групп. Представляет собой материал в виде путевых заметок, созданных во время или по итогам экскурсий/туристских походов, художественно оформленный в путевой дневник. Путевой дневник может содержать описание как одной, так и нескольких экскурсий/туристских походов, впечатления об увиденном в путешествии, описание событий и встреч с людьми и др.

При оценке путевого дневника учитывается:

полнота представления материала о посещенной экскурсии/туристском походе;

логическое и последовательное изложение материала;

эмоциональное восприятие повествования;

оригинальность подачи материала;

использование элементов творческого оформления путевого дневника.

Путевые заметки обучающихся учреждений общего среднего образования отражаются в Дневнике путешественника. Рекомендации по заполнению Дневника путешественника размещены на сайте Республиканского центра в разделе Туризм/Туристско-экскурсионная работа.

При оценке Дневника путешественника учитывается:

количество экскурсий/туристских походов, в которых приняли участие обучающиеся (от 1 до 5);

полнота заполнения таблиц;

выполненные задания (для обучающихся II и III ступеней обучения, которые находятся в конце Дневника путешественника);

отметки о посещении экскурсионных объектов;

ссылки на фотографии (фотографии должны быть сделаны на фоне объектов и иметь подпись: дата, название объектов, местонахождение);

запись, сделанная во время или после экскурсии/туристского похода (обложка Дневника путешественника «Для заметок/Мои впечатления»).

Также будут оцениваться дизайн, грамотность и аккуратность заполнения Дневника путешественника. Он может быть дополнен другими материалами, необходимыми для полноты представления обучающимся участия в экскурсии/туристском походе.

Материалы представляются в печатном и электронном варианте.

  1. «Скарбонка краязнаўчых знаходак»

Творческий проект предоставляется в виде материала о краеведческой находке экспедиционного отряда (туристской группы), обнаруженной во время экспедиций/туристских походов в период проведения Всебелорусской молодежной экспедиции.

Краеведческая находка может быть материальной и нематериальной. Должна быть связана с историей, культурой, природой, экономикой малой родины/региона/страны, иметь отношение к данному учебному заведению (найденная обучающимися, педагогами). Археологические находки (найденные в результате археологических раскопок) должны иметь подтверждение (справку) научного учреждения, проводившего раскопки с участием обучающихся. Не участвуют в конкурсе краеведческие материальные находки времен Великой Отечественной войны (фрагменты боеприпасов, минные снаряды, гильзы, осколки снарядов и др., запрещенные для сбора и хранения).

Представленный материал должен содержать:

описание краеведческой находки с ее изображением (если находка материальная);

информацию о месте и обстоятельствах, при которых она была обнаружена;

описание теоретических и практических этапов работы с краеведческой находкой (консультации со специалистами, работа в библиотеках, архивах, музеях, с интернет-ресурсами и др.);

практическое значение краеведческой находки;

историко-культурную справку о краеведческой находке;

описание культурно-просветительской деятельности и др.

Материалы представляются в печатном и электронном варианте.

Критерии оценки творческого проекта:

соответствие условиям;

актуальность и значимость находки для практики, науки;

исследовательские навыки: анализ, рассуждения (соотношение известных фактов с неизвестными), обобщения, обоснование итогов исследования, выводы;

культурно-просветительская деятельность.

  1. «Герои земли Белорусской»

Творческий проект выполняется обучающимся индивидуально. Предоставляется в виде информационного материала о людях, которые погибли при защите Отечества; внесли вклад в развитие материального и духовного наследия края, укоренение духовных ценностей в обществе; известны своей духовно-просветительской деятельностью.

Во время экспедиции/туристского похода/экскурсии обучающимися проводится сбор информации о почивших земляках своего региона. Полученная информация анализируется, дорабатывается (при необходимости) и оформляется в информационный материал. Итоги исследования популяризируются через публикации в средствах массовой информации, интернет-ресурсах, проведение культурно-просветительских мероприятий, демонстрацию другим учреждениям образования и др.

В информационном материале могут быть представлены сведения о государственных, политических, общественных, военных деятелях (в том числе участниках, очевидцах и жертвах крупнейших войн на территории Беларуси), меценатах, деятелях культуры, науки и о других выдающихся земляках края разных исторических периодов.

Информационный материал (объемом до 5 страниц) должен содержать описание жизни и деятельности «героя исследования»:

биографические сведения (года жизни; основные жизненные события, в том числе вехи профессионального становления; успехи и достижения на жизненном пути земляка);

фотографии, иллюстрирующие жизнь и деятельность земляка;

материалы, подтверждающие деятельность и достижения земляка на малой родине, увековечение личности на территории Беларуси и в мире (памятники, памятные доски, знаки, музеи и др.).

Дополнительно предоставляется приложение (объемом до 5 страниц), которое содержит информацию об этапах и источниках исследования, описание культурно-просветительской деятельности по итогам проведенного исследования и др. важную информацию.

Информационный материал, представленный обучающимися, станет основой для создания и будет размещен на интернет-портале Музея памяти Крипты Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, а также пополнит тематический раздел «Праект «Малая радзіма вялікіх людзей», размещенный на сайте Республиканского центра.

Информационный материал представляется в электронном варианте.

Критерии оценки:

соответствие условиям;

содержательность, представленного информационного материала;

степень самостоятельной исследовательской работы;

культурно-просветительская деятельность.

  1. «Туристическая мозаика Беларуси»

Творческий проект предполагает создание единой интерактивной карты, которая содержит описание и фотографии региональных историко-культурных и природных объектов.

Наполнение интерактивной карты является итогом экспедиции/туристского похода/экскурсии, в рамках которых обучающиеся знакомились с объектами своего маршрута выбранного направления.

Ссылки на карты (приложение google maps) для заполнения обучающимися будут размещены на сайте Республиканского центра во вкладке Всебелорусской молодежной экспедиции. Для наполнения размещено шесть карт, соответствующих направлениям (п. 5.1.). Каждая карта содержит 7 слоев, предусмотренных для включения объектов, размещенных на территории областей и г. Минска.

Инструкция по заполнению карт будет размещена на сайте Республиканского центра.

Творческий проект также включает электронный каталог, который содержит: карту-схему объектов с обозначением их местонахождения, краткое описание объектов (название, время создания, адрес местонахождения, автор, исторические сведения об объекте, оценка современного состояния и др.), фотографии объекта, сделанные на маршруте.

Материалы представляются в электронном варианте.

Критерии оценки:

соответствие условиям;

степень информационной насыщенности;

  •  

художественное оформление.

  1. Авторы, участники мероприятий, дают согласие организаторам соответствующих этапов мероприятий на публикацию своих работ, публичную демонстрацию и некоммерческое использование материалов с целью популяризации Всебелорусской молодежной экспедиции (с соблюдением авторских прав).
  2. Творческие проекты победителей и призеров (1, 2, 3 места) районных отборочных этапов и учреждений республиканского подчинения, протоколы заседания жюри (с указанием общего количества участников соответствующего этапа мероприятия, распределения мест и с подписями всех членов жюри) направляются до 1 ноября 2021 года в отдел краеведения (п.5.6; п.5.7; п.5.8) и в отдел спортивного туризма МГТЭЦДиМ (п.5.4; п. 5.5) по адресу: г. Минск, ул. Воронянского, 31 (каб. 3 и каб. 4).

Получить консультацию и дополнительную информацию можно по телефонам: 8017 352 08 48 (отдел краеведения, отдел спортивного туризма).

  1. Подведение итогов Всебелорусской молодежной экспедиции

Победители и призеры конкурсов определяются в каждом виде творческого проекта (п. 5.4-5.8.), отдельно среди учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, учреждений высшего образования и награждаются дипломами Министерства образования Республики Беларусь, дипломами Республиканского центра.

При оценке творческих проектов при равном количестве баллов на основании решения республиканского жюри может устанавливаться соответствующее количество призовых мест (первых, вторых и третьих).

  1. Организационные комитеты Всебелорусской молодежной экспедиции

Для реализации Всебелорусской молодежной экспедиции на каждом этапе создаются организационные комитеты (далее – оргкомитеты):

в учреждениях образования – руководителями учреждений образования;

в районах, районах городов, имеющих районное деление, городах, областях, городе Минске – структурными подразделениями областных, Минского городского, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования;

на республиканском уровне – Министерством образования Республики Беларусь.

Оргкомитет каждого этапа Всебелорусской молодежной экспедиции:

обеспечивает организационное и методическое сопровождение мероприятий;

доводит информацию о Всебелорусской молодежной экспедиции до сведения учреждений образования;

осуществляет персональный подбор состава жюри при оценке творческих проектов;

анализирует и обобщает итоги Всебелорусской молодежной экспедиции;

освещает ход подготовки, проведения и результаты Всебелорусской молодежной экспедиции в средствах массовой информации.

В состав оргкомитетов могут входить представители Министерств и ведомств, структурных подразделений областных, Минского городского, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи всех профилей, представители заинтересованных государственных органов и организаций, общественных объединений, средств массовой информации, представители органов самоуправления учреждений образования, законные представители обучающихся и др.

Организационное проведение Всебелорусской молодежной экспедиции обеспечивают:

на первом этапе – учреждения образования;

на втором этапе – структурные подразделения администраций районов г. Минска, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования;

на третьем этапе – комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета;

на заключительном этапе – Министерство образования, Республиканский центр.

Для подведения итогов мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции на каждом этапе оргкомитетом создается жюри.

Жюри на всех этапах мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции:

оценивает творческие проекты, которые представлены учреждениями образования;

определяет победителей и призеров соответствующих этапов мероприятий;

представляет решения (протоколы) по результатам мероприятий и другую необходимую информацию в соответствующие оргкомитеты.

  1. Финансирование мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции

Финансирование мероприятий осуществляется:

на первом этапе – учреждением образования;

на втором этапе – за счет районных, городских бюджетов, предусмотренных на проведение централизованных мероприятий;

на третьем этапе – за счет внебюджетных средств МГТЦЭДиМ;

на заключительном этапе – Министерством образования Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета, предусмотренного на другие расходы в отрасли образования (план мероприятий по реализации подпрограммы 10 «Молодежная политика» на 2021 год Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы).

Для финансирования мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции на всех этапах могут быть использованы иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.