пн-чт 8:45 - 18:00
пт 8:45 - 16:45
обед 13:00 - 14:00

8 017 361-89-78 (турбаза)
8 017 355-65-81 (тел/факс)

г. Минск, ул. Воронянского, 31
посмотреть на карте

m-gtec@yandex.by

Программа объединения по интересам «Наблюдение за водными объектами»

Комитет по образованию Мингорисполкома

Учреждение образования «Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодёжи»

 

Отдел экологии и охраны природы

 

 

СОГЛАСОВАНО __________                      УТВЕРЖДАЮ

         Приказ директора

         от «31» августа 2020 г.

         № 192-ОС

             ____________ Н.П. Воюш

 

 

 

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

«Наблюдение за водными объектами»

(эколого-биологического профиля, базовый уровень изучения, образовательная область «Экология»)

 

 

Разработчик:

Макаревич Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования высшей категории

Методическое сопровождение:

Кучмий Юлия Эдуардовна,

методист первой категории

 

 

Возраст учащихся: 13-16 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании методического совета

от «31» августа 2020 г.

протокол № 1

 

 

Минск 2020

 

 

Пояснительная записка

Программа объединения по интересам «Наблюдение за водными объектами» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 6 сентября 2017 года № 123, которая определяет концептуальные основы, направления и содержание деятельности объединений по интересам, организационные и методические особенности образовательного процесса при реализации программы. Создана с опорой на материалы программ «Юные гидрологи» (автор А. А. Захаренко), «Мир пресных вод» (автор А. Е. Ковалёва, Н. Г. Полякова) и материалы, предоставленные учреждением «Центр экологических решений», а также составлена с учётом имеющихся у учащихся знаний о природе, химических элементах и их соединениях, животном и растительном мире, полученных в учреждениях образования на II ступени общего среднего образования при изучении систематических курсов учебного предмета «Биология»: Биология (Введение в биологию) – VI класс; Биология (Живые организмы в среде своего обитания. Бактерии. Протисты. Грибы. Лишайники. Растения) – VII класс; Биология (Живые организмы в среде своего обитания. Животные) – VIII класс и учебного предмета «Химия» – VII класс.

Проблема оценки состояния, мониторинга и охраны водных ресурсов в республике в настоящее время приобретает особую актуальность. Проведение беспрецедентной мелиорации, химическое загрязнение воды, сильнейший антропогенный прессинг на водные и прибрежные экосистемы привели к их значительной деградации.

Осуществление экологического мониторинга водных ресурсов Беларуси большая и комплексная задача. Посильную помощь в её реализации могут оказать учащиеся объединений по интересам эколого-биологической направленности учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи, проводя экологические исследования в природе, лаборатории.

В настоящее время особенно остро стоит вопрос не только обучить учащихся основам экологической грамотности, сколько сформировать гражданскую позицию в отношении экологических нарушений и желание участвовать в практической деятельности, направленной на решение экологических проблем своей малой Родины. Именно такие возможности даёт программа объединения по интересам «Наблюдение за водными объектами», которая имеет практическую направленность и включает широкий спектр тем, связанных с исследованием загрязнений природных водоёмов, а также направлена на повышение социальной активности учащихся в решении вопросов охраны окружающей среды. Некоторые темы и проблемные вопросы впервые поднимаются в рамках данной программы в системе экологического образования Беларуси. Например, такие темы как выявление фосфатов в составе товаров бытовой химии и парфюмерно-косметической продукции, исследование содержания нитратов в питьевой воде колодцев и родников, изучение состава моющих средств на предмет содержания фосфатов позволяют показать учащимся, как образ жизни каждого человека может влиять на состояние окружающей среды в целом.

Природные воды являются показателем общего состояния окружающей среды, поэтому неблагополучие в экологическом состоянии водных объектов, как правило, свидетельствует об общем экологическом неблагополучии региона.

Использование метода проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков учащихся, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность учащегося в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности учащегося, позволяет фиксировать этот рост и вести по ступеням роста – от проекта к проекту.

Программа соответствует направлениям и областям эколого-биологического профиля, образовательным технологиям, дидактическим принципам обучения.

Формирование экологической культуры и сохранение биологического разнообразия – одно из важнейших направлений образования в интересах устойчивого развития общества. Необходимость и умение получать дополнительные знания по предметам школьных программ способствует дальнейшему росту личности в социуме. Знания по экологическим и биологическим образовательным областям необходимы для получения специальности по таким направлениям, как биотехнология, медицина, сельское хозяйство, растениеводство, лесоведение, экологический менеджмент, зеленое строительство и др.

Цель реализации программы – создание условий для повышения уровня экологического образования учащихся и развития у них познавательного интереса к водным ресурсам через повышение социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды, приобретение навыков бережного использования водных ресурсов и формирование экологически ориентированного поведения учащихся в отношении решения вопросов устойчивого развития через приобретение практических навыков.

Задачи:

обучающие: овладение навыками и умениями практической, трудовой и исследовательской деятельности по изучению и охране окружающей среды;

развивающие: развитие интереса у учащихся к изучению пресных вод родного края, освоению методов оценки состояния воды;

привлечение внимания учащихся к высокой значимости воды, водных ресурсов, водных природных объектов в жизни человека и жизни природы;

создание условий для профессионального самоопределения учащихся.

воспитательная: воспитание ответственности за состояние окружающей среды, формирование умения правильно оценивать свои действия в быту, на природе с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде;

популяризация бережного отношения к водным ресурсам;

Актуальность программы состоит в том, что в условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос формирования у учащихся экологической грамотности, гражданской активности и желания участвовать в совместной деятельности, направленной на решение экологических проблем своей малой Родины.

Программа объединения по интересам «Наблюдение за водными объектами» имеет учебно-практическую направленность изучения мира пресных вод и способствует формированию у учащихся навыков природоохранной деятельности. Реализуется посредством общих организационных форм педагогического взаимодействия: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Основывается на следующих принципах: доступность и наглядность информации, получаемой на занятиях; создание творческой атмосферы, доброжелательных отношений, поощрение познавательной инициативы и самостоятельности суждений кружковцев. Рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания направлены на: формирование у учащихся умений наблюдать, описывать экологические объекты, планировать и проводить простые опыты и эксперименты, раскрывать и устанавливать причинно-следственные связи.

Образовательная программа объединения по интересам «Наблюдение за водными объектами» реализуется в течение 1 года, в очной форме на базовом уровне и рассчитана на учащихся среднего и старшего возраста общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Количество часов, предусмотренное программой, составляет 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия могут быть теоретическими (2 часа) и практическими: экскурсии, выездные занятия, практические занятия, экспедиции (4, 8 часов).

Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием флоры и фауны водных объектов, причинами загрязнения и путями решения экологических проблем, связанных с водными объектами. Изучают основы составления экологических паспортов и характеристик водных объектов. Совершенствуют умения по разработке экологических проектов; написанию статей и рефератов по проблемам охраны вод; навыки участия в работе конференций, совещаний, конкурсов; пропаганде экологических знаний.

На основе активной деятельности в ходе экологических экскурсий, практических занятий формируется активная жизненная позиция, воспитывается человек, обладающий гражданской и профессиональной ответственностью, способный реализовать свою индивидуальность в коллективной деятельности, способный преобразовывать и улучшать существующие условия во имя здоровья, благополучия нынешних и будущих поколений, не принося вреда природе.

К данной программе специалистами Центра экологических решений (под рук. Н.И. Паречина) в рамках проекта «Предотвращение загрязнения природных водоёмов через просвещение общественности и содействие развитию органического сельского хозяйства в Республике Беларусь» при поддержке Коалиции Чистая Балтика и Шведского агентства по международному развитию SIDA разработаны и изданы дидактические материалы для учащихся и методические рекомендации для педагогов.

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

В том числе

Теорети

ческих

Практи

ческих

1.

Вода в природе и жизни человека

10

4

6

 

Вводное занятие

4

2

2

1.1

Экологическое значение воды

4

2

2

1.2

Экологический мониторинг

2

-

2

2.

Водоёмы гидросферы

26

10

16

2.1

Физико-географические особенности континентальных водоёмов (реки, озёра, болота, родники) и их уязвимость к загрязнениям

8

4

4

2.2

Болота — особый тип пресноводных систем с избыточным увлажнением

12

4

8

2.3

Гидробионты и их приспособленность к среде обитания

6

2

4

3.

Антропогенная нагрузка на природные водоёмы

32

10

22

3.1

Загрязнение водных источников

4

2

2

3.2

Нитратное и фосфатное загрязнение природных водоёмов

16

4

12

3.3

Загрязнение природных водоёмов микромусором

6

2

4

3.4

Тяжёлые металлы и

фармацевтические препараты в природных водоёмах.

Нефтяное загрязнение

6

2

4

4.

Решение экологических проблем

18

8

10

4.1

Алгоритм решения локальных водно-экологических проблем через взаимодействие с госорганами

4

2

2

4.2

Орхусская конвенция. Выявление и фиксация проблемы (сайт «Водный контроль»)

4

2

2

4.3

Поиск путей решения водно-экологических проблем

10

4

6

5.

Экологически дружественный образ жизни

32

10

22

5.1

Водный след продуктов питания и вещей

8

4

4

5.2

Круговорот воды в жизни человека

10

4

6

5.3

Водоохранные зоны и прибрежные полосы (водное законодательство)

6

2

4

5.4

Залесение (закустаривание) берегов рек и озёр

8

-

8

6.

Мониторинг водных ресурсов

22

8

14

6.1

Физические показатели качества воды

4

2

2

6.2

Биологические показатели качества водной среды

4

2

2

6.3

Мониторинг качества воды методами биоиндикации

8

2

6

6.4

Гидрохимические показатели качества природных вод

6

2

4

 

Итоговое занятие

4

-

4

 

Итого:

144

50

94

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

 

Раздел 1. Вода в природе и жизни человека (10 ч)

Вводное занятие. Знакомство с планом работы объединения по интересам на учебный год. Игры на знакомство, упражнения на развитие коммуникации. Правила поведения и техника безопасности в учреждении, учебном кабинете, в природе, правила дорожного движения (ПДД), правила пожарной безопасности (ППБ). Правила поведения у водоёмов.

1.1. Экологическое значение воды. Гидросфера — водная оболочка Земли. Характеристика свойств воды как среды жизни. Определение физических и органолептических показателей воды: температуры, цветности, прозрачности, запаха, жёсткости, количества осадка. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе и жизни человека. Роль чистой воды для здоровья населения.

1.2 Экологический мониторинг. Понятие об экологическом мониторинге поверхностных и грунтовых вод как части комплексной системы долгосрочных наблюдений за состоянием экосистем и биосферы под влиянием антропогенных воздействий. Глобальный, региональный и локальный мониторинг. Понятие о программе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике

Беларусь.

Практические работы:

1. Изучение свойств воды.

2. Занимательные опыты с водой.

3. Определение загрязненности снежного покрова.

4. Снежный покров и его значение в жизни животных и растений.

Демонстрационный опыт:

1.Доступность воды.

Игра: «Круговорот воды в природе».

Выездное занятие: «Наблюдения за осенними изменениями в природе»

 

Раздел 2. Водоёмы гидросферы (26 ч)

2.1. Физико-географические особенности континентальных водоёмов и их уязвимость к загрязнениям. Виды континентальных постоянных водоёмов Республики Беларусь. Озёра: классификация, характеристика основных зон. Реки: общая физико-географическая характеристика, питание. Понятия о речном бассейне и водосборной площади. Водосборный бассейн местной реки. Грунтовые, артезианские и минеральные воды. Проблемы загрязнения рек и озёр Беларуси. Подземные воды, их значение для водоснабжения и питания. Причины загрязнения подземных вод и опасность этого процесса.

2.2. Болота — особый тип пресноводных систем с избыточным увлажнением. Болота — основные хранители воды. Происхождение болот. Типы болот. Значение болот. Растительный и животный мир болот. Приспособленность обитателей болот к особым условиям среды.

2.3. Гидробионты и их приспособленность к среде обитания. Условия, необходимые для жизнедеятельности обитателей водоёмов. Растения и животные — обитатели пресных водоёмов. Экологические группы водных растений. Зоны водной растительности. Экологические группы водных животных. Околоводные обитатели водоёма. Особенности строения и жизнедеятельности водных и околоводных растений и животных, связанные со средой обитания.

Практические работы:

5. Изучение биоразнообразия прибрежной полосы водного объекта.

6. Экологические группы гидробионтов.

7. Составление паспорта водного объекта.

8.Тестирование активности различных групп водных микроорганизмов.

9. Измерение параметров водотока.

Экскурсии:

1.Знакомство с близлежащим водным объектом (географическое

   описание, история, сбор общих сведений).

2. Богатства белорусских болот.

Практическая акция: «Жабы на дорогах».

Ролевая игра: «Кто что ест?».

Операция: «Живой ручей».

Дискуссия: «Болото — это проблема или благо?».

 

Раздел 3. Антропогенная нагрузка на природные водоёмы (32 ч)

3.1. Загрязнение водных источников. Актуальность проблемы сохранения качества воды. Дефицит чистой воды. Влияние антропогенной деятельности на качество водных ресурсов. Основные источники загрязнения водоёмов: промышленные, сельскохозяйственные и бытовые стоки, нефтепродукты. Виды загрязнений природных водоёмов (физическое, химическое, биологическое, радиоактивное, тепловое).

3.2. Нитратное и фосфатное загрязнение природных водоёмов. Влияние нитратов и фосфатов на здоровье человека и окружающую среду. Понятие о ПДК загрязняющих веществ в водоёмах. Антропогенная и не антропогенная эвтрофикация водоёмов. Негативные экологические последствия эвтрофирования водоёмов. Пути предотвращения эвтрофикации водоёмов.

3.3. Загрязнение природных водоёмов микромусором. Чем опасен микропластик, основные источники поступления, как можно обнаружить микромусор в своей реке.

3.4. Тяжёлые металлы. Основные источники поступления пестицидов и тяжёлых металлов в природные воды. Экологические последствия загрязнения водоёмов пестицидами и тяжёлыми металлами. Фармацевтические препараты в природных водоёмах. Пути попадания лекарств в окружающую среду. Экологическая опасность и воздействие лекарств на природу. Решение проблемы фармацевтических препаратов в окружающей среде Беларуси. Нефтяное загрязнение природных водоёмов. История возникновения проблемы, источники загрязнения и борьба с ними.

Практические работы:

10. Определение фитотоксичности водных растворов природного или антропогенного происхождения методом проростков.

11. Выявление потенциальных источников загрязнения водных объектов.

12. Определение нитратов в питьевой воде.

13. Воздействие водных растворов природного или антропогенного

происхождения на клетки растений.

14. Выявление фосфатов в составе товаров бытовой химии и

      парфюмерно-косметической продукции.

15. Исследование содержания микропластика в речной воде (в водоемах).

Экскурсии:

3. Изучение и оценка экологического состояния местного водоёма по

    макрофитам.

Ролевая игра-дилемма: «Добрый сосед».

Ролевая игра: «Экологический суд над фосфатами»

Информационная кампания: «Реки без фосфатов»: анкетирование

    местных жителей.

Выездное занятие: «Приспосабливаемость организмов разных видов к

    абиотическим условиям»

 

Раздел 4. Решение экологических проблем (18 ч)

4.1. Алгоритм решения локальных водно-экологических проблем через взаимодействие с госорганами. Обращение с результатами исследований в местные организации (инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды, районная санитарно-эпидемиологическая станция (СЭС), лесхоз, редакция районной газеты, руководство предприятий-загрязнителей, райисполком, местные Советы). Обсуждение существующих проблем, касающихся экологического состояния малых рек.

4.2. Орхусская конвенция. Выявление и фиксация проблемы. Цель, основные составляющие и основополагающие принципы Орхусской конвенции. Создание положительной практики реализации Орхусской конвенции на местном уровне. Решение проблемы улучшения состояния местных водоёмов.

Знакомство с сайтом «Водный контроль» (www.watercontrol.info). Прогнозы дальнейшей судьбы исследуемых водных объектов. Сотрудничество с городским центром гигиены и эпидемиологии.

4.3. Поиск путей решения водно-экологических проблем. Современное состояние обеспечения жителей города питьевой водой, её качество и доступность. Проблемы рационального водопользования и водосбережения на бытовом уровне. Защита поверхностных вод и подземных водоносных горизонтов. Способы решения этих проблем.

Практические работы:

16. Очистка и укрепление береговой зоны водоема.

17. Составление паспорта своего водоема.

Экскурсии:

4. Посещение Комитета природных ресурсов (районной инспекции

природных ресурсов и охраны окружающей среды).

Беседы с местными жителями: «История моего водоема».

Экологический десант: «Очистка береговой зоны реки»,

                                         «Благоустройство родника».

Игра-стратегия: «Сохраним животный мир водоемов»

Выездное занятие: «Культурно-историческое наследие РБ»

Раздел 5. Экологически дружественный образ жизни (32 ч)

5.1. «Водный след» продуктов питания и вещей. Понятие термина «Водный след» и «Виртуальная вода». Продукты и вещи с минимальным «водным следом». Водосберегающие мероприятия, помогающие уменьшить свой «водный след».

5.2. Круговорот воды в жизни человека. Водопотребление и водопользование. Использование воды в хозяйственных целях. Сточные воды и методы их очистки. Очистные сооружения и водопроводные сети. Влияние их качества и состояния на здоровье населения. Водоочистка. Подача воды в дом. Экономное использование воды.

5.3. Водоохранные зоны и прибрежные полосы (водное законодательство). Закон «Об охране окружающей среды», Водный Кодекс Беларуси — нормативные документы, регулирующие отношения в области управления и охраны водных ресурсов. Общественные организации, занимающиеся вопросами сохранения вод. Права и обязанности граждан и общественных объединений в области использования и охраны вод. Водное законодательство об охране подземных вод. Режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и в прибрежных полосах.

5.4. Залесение (закустаривание) берегов рек и озёр. Борьба с оврагами и залесение берегов реки. Способы укрепления берегов реки прибрежными деревьями. Практическая акция по посадке деревьев и кустарников на берегу рек и озёр.

Практические работы:

18. Подсчёт личного «водного следа» учащихся.

19. Изготовление фильтров из подсобных материалов (песок, ткань,

       уголь).

20. Наденьте водные очки – определение водного следа продуктов и

      вещей.

21. Комплексная оценка рекреационной нагрузки на берег водоема.

22. Измерение расхода воды в твоей семье за неделю.

Экскурсии:

5. Ознакомление с работой очистных сооружений, станцией

обезжелезивания воды.

Акции: «Чистая река», «Школа без пластика», «Сбор устаревших

    лекарственных препаратов», по посадке деревьев и кустарников на

    берегу рек и озёр. (при наличии разрешения) или по укреплению

    береговой линии.

 

Раздел 6. Мониторинг водных ресурсов (22 ч)

6.1 Физические показатели качества воды. Запах, цветность, мутность, температура воды как показатели качества водной среды. Общие требования и правила отбора проб воды и проведение анализа. Интерпретация результатов измерений.

6.2. Биологические показатели качества водной среды. Представление о биологическом потреблении кислорода (БПК) и его возможность в оценке качества воды. Микробиологические показатели качества воды (общее микробное число, содержание бактерий группы кишечной палочки).

6.3. Мониторинг качества воды методами биоиндикации. Понятие о биоиндикации и биотестировании. Биоиндикационные индексы оценки качества среды по сообществам гидробионтов (зоопланктон, бентос) и их интерпретация. Использование растений в качестве биоиндикаторов водоёма. Основное представление о биотестировании, как экспериментальном установлении токсичности

среды (тест-объект, тест-реакция, контрольная проба).

6.4. Гидрохимические показатели качества природных вод. Химический состав и качество воды. Химический анализ воды (определение растворённого кислорода, жёсткости воды, водородного показателя воды (рН), содержания ионов железа, хлора, сульфат-ионов, нитратов и фосфатов).

Практические работы:

23. Определение прозрачности, температуры и цветности воды.

24. Комплексная оценка экологического состояния водоема методами

      биоиндикации (по зоопланктону, по ряске, по дафниевому тесту, по

      методу Майера и Вассмана).

25. Химический анализ проб воды из водоёма.

Экскурсии:

6. Посещение районного центра гигиены и эпидемиологии (лаборатория

оценки качества воды) либо Центра радиационного контроля и

мониторинга окружающей среды, либо Республиканского центра

аналитического контроля.

Игровое моделирование: «Проникновение загрязнения в экосистему».

Выездное занятие: «Охраняемые территории страны».

Итоговое занятие (4 ч)

Презентация результатов деятельности учащихся.

 

Ожидаемые результаты

К концу учебного года учащиеся должны знать:

основные водные объекты, их особенности;

круговорот воды в природе;

взаимоотношения живых организмов между собой и с водной средой обитания;

основные источники загрязнения воды и методы очистки;

влияние загрязнения на растительный и животный мир водоёмов;

опасности, которые угрожают водным ресурсам республики;

современные водно-экологические проблемы окружающей среды;

свои права и возможности по влиянию на существующие проблемы, связанные с природой;

вопросы водоохранного законодательства.

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

распознавать водные объекты;

определять источники загрязнения, предвидеть вред, который они могут принести водным ресурсам;

предложить мероприятия по охране вод, организовать и осуществить очистку берега;

участвовать в решении местных экологических проблем;

составить и распространить экологическую информацию среди населения по использованию водных ресурсов;

применять доступные химические и биоиндикационные методы изучения состояния водоёма;

проводить ежегодный мониторинг качества воды;

сокращать расходы воды в процессе водопотребления в быту;

наблюдать и вести записи наблюдений, интервьюировать, анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.

 

 

 

 

План работы в летний период

 

Раздел 1. Сезонные изменения в природе летом (24 часа)

Наступление лета в природе. Вступление водных и околоводных растений в фазу цветения. Животные водоемов летом. Особенности размножения обитателей водоемов. Летняя активность насекомых. Летние праздники. Праздник «Купалье». Итоговое занятие-презентация «Календарь сезонных изменений в природе»

Экскурсии:

1. «Краски лета» (ботаническая),

2. «Жизнь стрекозы» (энтомологическая),

3. «Летняя симфония» (орнитологическая)

Практические работы:

1. Ведение дневника погоды,

2. Ведение дневника наблюдений за растениями и животными водоемов,

3. Оформление настенного календаря сезонных изменений в природе,

4. Создание гербария и коллекции насекомых.

Выездное занятие: «Наблюдения за летними изменениями в природе»

 

Раздел 2. Природа нашего края (24 часа)

Особенности природы Беларуси. Климат Беларуси. Источники загрязнения водных объектов. Перспектива использования энергии воды. Почвы Беларуси. Районирование сельского хозяйства. Водные ресурсы Беларуси, их использование, состояние и охрана. Малые ГЭС страны.

Практическая работа:

1. Транспорт и окружающая среда.

Экскурсии:

1. Посещение заказника (Свитязянский гидрологический),

2. Посещение заповедника (Березинский биосферный).

Выездные занятия: «Культурно-историческое наследие Беларуси»

 

Формы подведения итогов реализации программы

Для подведения итогов реализации программы проводятся собеседования, оценка результативности выполнения заданий, защита проектов, тестирование по основным разделам программы, оценка результатов, полученных во время проведения исследований, участие в исследовательских конференциях и конкурсах.

Может использоваться анкетирование обучающихся, создание фотолетописи, оценка результатов, полученных во время участия в профильных состязаниях, конкурсах, выставках, фестивалях, учебно-исследовательских конференциях и олимпиадах по экологии, биологии различного уровня (районный, городской, республиканский, международный), публикация тезисов, материалов проектов в журналах, газетах, на сайте учреждения.

 

Формы и методы реализации программы

При реализации образовательной программы «Наблюдение за водными объектами» используются теоретические (лекции, беседы, дискуссии), практические (проведение лабораторных и практических работ) занятия и экскурсии. Предусматриваются также самостоятельные работы учащихся (сообщения, рефераты, доклады по различным темам), что способствует приобретению учащимися навыков пользования научной, научно-популярной литературой, справочниками и т.д.

Программа «Наблюдение за водными объектами» реализуется посредством общих организационных форм педагогического взаимодействия: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Основными методами реализации программы являются:

словесные методы: рассказ, лекция, объяснение, беседа, социальный опрос, анкетирование;    

наглядные методы: работа с литературой и информационными ресурсами, рассматривание объектов, просмотр видеоматериалов, иллюстрация, демонстрация, наблюдения;

практические методы: исследование, экспериментирование, экскурсионная и практическая деятельность, экологическое моделирование и прогнозирование, проекты, акции, презентация результатов работы;

игровые методы: дидактические и экологические игры, игровые упражнения, игровые приемы, викторины.

При изучении водных объектов родного края на конкретном краеведческом материале у учащихся формируются экологические понятия и представления.

Для успешного решения учебно-воспитательных задач на занятиях применяются различные формы организации учебно-воспитательного процесса: индивидуальные (беседа) и групповые занятия (практические занятия, экскурсии, беседы, лекции, дискуссии), которые носят учебно-познавательный характер, а также массовые конкурсы, которые носят характер художественно-творческой направленности (конкурсы рисунков и фотографий, посвящённые датам экологического календаря.

Практическая часть программы представлена такими формами как исследовательская работа, учебные экологические мини-проекты, комплексные экскурсии на водоемы. Кроме этого проводятся выездные практические занятия и экскурсии по изучению водных объектов.

Для более доступного усвоения материала проводятся игровые занятия, которые включают подвижные и интеллектуальные игры, конкуры, викторины, выставки.

Для гражданско-патриотического формирования личности, а также для воспитания ответственности учащихся за судьбу нашей страны проводятся различные тематические вечера, конференции, а также ведется общественно-полезная деятельность: очистка береговой зоны водоемов, работа в составе «голубых» патрулей, экологические практические акции «Поможем зимующим птицам», «Чистый город», «Здоровая река».

Кроме этого использую следующие способы оценки эффективности работы: педагогические наблюдения; обратная связь с педагогами школы и родителями.

Итогом работы за год становится заключительное занятие в виде заседания экологического актива и праздника с представлением работ выполненных учащимися.

 

Ресурсное обеспечение

1. Наличие кабинета с ученическими столами, стульями, доской, компьютерной техникой, медиотекой. Наличие учебно-методического материала по темам программы, специализированных журналов, книг, демонстрационного материала и наглядных пособий.

2. Материалы и оборудование: для проведения занятий необходимо наличие оборудования для экологических исследований и лабораторных экспериментов (тест-наборы для химического анализа воды, микроскопы, лабораторная посуда, сачки, живые объекты, бинокли, фотоаппарат и другое); зоологические коллекции; биологические препараты; канцелярские материалы.

 

 

 

Литература и информационный ресурс

 

1. Анохина, В. С. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии/ В. С. Анохина. — Мн.: «Беларуская Энцыклапедыя», 2008.

2. Богачева, И. В. Изучаем родную природу: пособие для учителей общеобраз. учреждений / И. В. Богачева, А. Г. Семёнович. — Минск: Выш. школа, 2010. — 162 с.

3. Велек, И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие/ И. Велек. — М.: Просвещение, 1999. — 120 с.

4. Винчевский, Д. Е. Мониторинг элементов дикой природы для школьников: подготовка, методики, оформление и представление результатов / Д. Е. Винчевский, О. В. Созинов, А. В. Рыжая. — Мн.: Адукацыяі выхаванне, 2010. — 184 с.

5. Гричик, В. В. Занимательный мир животных / В. В. Гричик, М. Ю. Немчинов. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 99 с.

6. Денисова, С. И. Внеурочные задания по биологии: учеб-метод. пособие/ С. И. Денисова. — Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. — 248 с.

7. Жук, Л. И. В гармонии с природой: методическое пособие/ Л. И. Жук. — Мн.: Издательство ООО «Красико-Принт», 2002. — 127 с.

8. Как провести исследование берега реки. Рабочие странички. — Мн.: Дизапресс, 2003. — 44 с.

9. Кашлев, С. С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся: пособие для педагогов / С. С. Кашлев. — Минск: Зорны верасень, 2007. — 148 с.

10. Ковалёва, А. Е. Мир пресных вод: учебно-методическое пособие / А. Е. Ковалёва, Н. Г. Полякова. — Мн.: РЭЦДиЮ, 2005.

11. Криволап, Н. С. Исследовательская работа школьников / Н. С. Криволап. — Мн.: Красико-Принт, 2005. — 176 с.

12. Родькин, О. И. Экологический мониторинг водных объектов г. Минска: уч. пособие / О. И. Родькин. — Минск, 2003. — 40 с.

13. Синкевич, И. Занимательный аквалоджик для детей и взрослых: метод. рекомендации для педагогов / И. Синкевич. — Минск, 2009. — 67 с.

14. Устойчивые методы очистки сточных вод для домов на одну семью. — Санкт-Петербург, 2001.

15. Чумаков, Л. С. Экология для всех/ Л. С. Чумаков. — Мн.: Бел. наука, 2000. — 42 с.